Одни ругают их за «занятие ерундой», другие – за пустую растрату бюджета, третьи – за бесполезность и самоуверенность. При этом каждая, более или менее средняя по объёмам компания не видит своего штата без него, маркетолога «на все руки». Кто же он, специалист нового поколения – необходимость или дань времени, не до конца понятая, не совсем раскрытая…Кто ты?
«Маркетолог – это специалист, который занимается изучением рыночного спроса и предложения на те или иные товары и услуги, а также организовывает сбыт продукции компании» – так звучит самое распространенное значение неологизма, столь популярного в наши дни. По сути, любая компания должна быть весьма заинтересована в специалисте, который изучает вкусы и предпочтения потребителей ее товаров или услуг и тем самым в силах значительно увеличить ее продажи. Однако не каждый руководитель имеет желание оценить всю мощь описанных перспектив, а потому часто работа сотрудника отдела маркетинга путается с другой, а порой и вовсе остается без внимания. Где учат?Если несколько лет назад в маркетологи шли с опаской или для того чтобы отличиться, то сегодня специалистов с нестандартным мышлением вам подготовит чуть ли не каждый казахстанский колледж с экономическим направлением и уж тем более вуз с дипломом бакалавра, магистра, аспиранта и т.д. При этом стоимость обучения на указанную специальность не так и доступна – цены в среднем близки к востребованным экономическим и серьезным юридическим.Что касается трудоустройства, то там работодатели, разумеется, предпочитают соискателей с высшим образованием и непременно хоть каким-то опытом в соответствующей отрасли. Понять же, выйдет из вас маркетолог или нет просто: сопоставьте свои аналитические и творческие способности, взвесьте «за» между пассивным рабочим графиком и активным поиском новых идей (без конца), наконец, соотнесите свои цели с желаниями – куда бы вы хотели дорасти в будущем и что приносит вам максимальное удовольствие сейчас. Для начала, думаем, достаточно. Как устроиться на работу?На этот вопрос мы могли бы ответить равнодушно – «Разместите резюме на сайте» – но не будем, ведь здесь все не так просто. Как мы упоминали выше, работодателю в маркетологе интересен, прежде всего, опыт: где был, что делал, что уяснил. Ну и, конечно, «корочка» – да, она уже не в приоритете, но нужное впечатление все-таки производит. Возможно, при собеседовании вам предложат и некое тестирование, при котором вам нужно будет проявить свои творческие или аналитические способности, в зависимости от того, к какому направлению маркетинга вас планируют зачислить. Впрочем, об этом как раз в следующем разделе.Чем заниматься?Как вы понимаете, работа маркетолога начинается задолго до того, как продукт поступит в продажу. Ещё до начала производства (в торговых фирмах – задолго до решения о закупке) маркетолог должен определить, на кого товар будет рассчитан, какова потенциальная ёмкость рынка, проанализировать деятельность конкурентов и пр.Поскольку же маркетолог, кроме всего прочего, еще занимается и организацией и управлением рекламной и PR-деятельностью компании, причем как за ее пределами, так и внутри, зачастую один человек не в силах просто физически объять весь объем. Тогда-то и создается целый отдел, куда входят: аналитик, маркетолог-экономист, product-менеджер, event-менеджер, BTL-менеджер, бренд-менеджер, директор по маркетингу. Кто все эти люди – изучайте, а заодно примеряйте на себя.Аналитик. Занимается сбором данных и их анализом.Маркетолог-экономист. Занимается вопросами ценообразования, при этом он учитывает данные о себестоимости, спросе, политике конкурентов и пр.Product-менеджер. Обычно проводит анализ рынка, занимается мероприятиями по продвижению продукта компании, анализом продукции конкурентов. Он должен разбираться в тонкостях продукта, а еще лучше – иметь соответствующее образование. Например, при разработке и продаже одежды, от product-менеджера требуется знание основ дизайна одежды, швейного производства и т.п.Event-менеджер. Занимается планированием, подготовкой и проведением мероприятий по продвижению продукции компании, выставок и рекламных акций, пресс-конференций и других корпоративных мероприятий.BTL-менеджер. Организует промоакции компании, например, дегустаций.Бренд-менеджер. Высшая должность в отделе маркетинга. Он руководит подразделением маркетинга, координирует работу всех его специалистов, планирует организацию рекламных компаний, анализирует рынок и конкурентную среду, определяет планы продаж и контролирует их выполнение, разрабатывает стратегии, направленные на получение прибыли, завоевание и удержание рынков.Директор по маркетингу. Сильный лидер, обладающий опытом успешных маркетинговых кампаний. Кроме того, отношение к маркетингу имеют также мерчендайзер и промоутер.Мерчендайзер. Отвечает за мероприятия по продвижению товара непосредственно в торговых точках (выкладывает товар на полки определённым образом, размещает рекламные материалы и пр.). При этом он учитывает типичное поведение человека, пришедшего за покупками, особенности распределения покупательского внимания и т.д.Промоутеры. Привлекают внимание потенциальных клиентов к товару или услуге, вручая рекламные листовки, образцы для дегустации и т.п.Куда расти?Начинающим маркетологам проще устроиться в крупную компанию с большим отделом. Там им наверняка поручат вести одно из вышеперечисленных направлений. В небольшую же организацию для новичков отбор более строг: единственный специалист должен быть универсалом, прошедшим сквозь «огонь, воду и медные трубы». «Опираясь на личный опыт, скажу, что для начинающих специалистов лучше, если за их участок работы будет отвечать еще кто-либо. Конечно, поначалу этот профи будет делиться с вами самой неинтересной работой, но для выпускника это хороший опыт и не такая высокая ответственность, ведь практика далека от вузовской теории», – делится рекомендациями заведующая сектором продвижения бренда ТОО «Пронто-Акжол» Алия Шамахсудова. При этом карьера маркетолога вполне гарантирована именно с горизонтального роста. Постепенный, пошаговый охват сразу нескольких сфер в дальнейшем сделает вас профессионалом в самых разных областях маркетинга, что весьма ценно для работодателя. Сколько стоит?А тут уж как себя продадите. Мы лишь сошлемся на официальные цифры, взятые аккурат с любимого GOJOB.KZ. Согласно его данным, в Алматы и Астане диапазон предлагаемых зарплат на вакансию маркетолога от компаний разного направления колеблется в пределах 60 000 – 180 000 тенге. Разумеется, имеющийся стаж сыграет в вашу пользу и повлияет на размер оклада. Ну а далее все зависит от того, куда вы устроитесь. Разброс зарплат, как видим, очень большой. Главный и единственный маркетолог небольшой фирмы может зарабатывать меньше, чем рядовой аналитик крупного предприятия.Что касается «отличника» в деле маркетинга, достигшего карьерного пика – руководителя отдела с прекрасными практическими, аналитическими и творческими навыками – его заработная плата будет обсуждаться от 250 000 тенге. Отсюда можно сделать вывод, что не так все плохо с казахстанскими кадрами в маркетинге, да и с самим маркетингом в целом: есть куда расти, к чему стремиться, с кем работать. Слово маркетологуСалтанат Коржуноваруководитель отдела маркетинга ТОО «Пронто-Акмола» - Салтанат, что больше всего вам нравится в вашей работе?- Профессия маркетолога обязывает всегда быть в курсе новостей, интересных мероприятий, трендов в жизни общества. Маркетолог всегда должен быть «в теме», а по моим личным ощущениям это очень подходит моему характеру.- Что важнее в профессии маркетолога – холодный расчет или интуиция, на ваш взгляд?- Я бы сказала так: холодный расчет с элементами креатива. Потому что интуиция человека – понятие субъективное, а правильный расчет при учете всех рисков по мне более вероятный путь к успеху.- А минусы своей профессии можете назвать?- Маркетолог в нашем обществе – это всегда человек подневольный, подчиненный высшему руководству компании. А это неправильный подход, в идеале ничто не должно влиять на свободу выбора инструментов маркетинга. Также из минусов – часто в наших компаниях из маркетолога пытаются сделать «монтажника», «оклейщика», «ахошника».Раушан Коржумбекова, GOJOB.KZКоротко о профессии: маркетолог
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться