С развитием Интернет и технологий обработки информации, в сети появились хорошо структурированные огромные базы данных, которые стали называться «работными» сайтами. Посредством этих ресурсов устанавливается связь между работодателем и соискателем. Пользователи путем запросов к базе данных через удобный интерфейс получают доступ к необходимым сведениям (о соискателях и вакансиях).
Сайт не предоставляет никаких обязательств для работодателя (подобрать работника) и для соискателя (трудоустроиться), а только возможности сделать это самостоятельно, предоставляя большой спектр сервисов по размещению вакансий и резюме, построению поисковых запросов к базе данных, размещению рекламы, осуществлению рассылок и т.д.Короче, информационные ресурсы, обслуживающие рынок труда, сделали процесс взаимодействия работодателя и соискателя максимально эффективным. Очень быстро работные сайты стали новой развивающейся сферой бизнеса, поскольку российский рынок труда остро нуждается в таком посреднике.
Если Вы соискатель, то возможности поиска работы через Интернет для Вас означают следующее:1. Разберитесь, к какой категории относится Интернет-ресурс, в котором Вы готовитесь разместить информацию: «открытый» всем (значит опубликованная Вами информация будет доступна любому пользователю), или «закрытый» (вход на сайт предполагает регистрацию, соответственно большую степень защиты персональных данных). К открытым ресурсам относятся сайты бесплатных объявлений, региональные информационные порталы, где обязательно есть раздел «работа». На любом виде сайта (открытом или закрытом) Вы все равно «публикуете» информацию о себе, доверяете обработку своих персональных данных некому «оператору», поэтому проявляйте необходимую осторожность, доверяйтесь только проверенным ресурсам.
Здесь есть и другой повод для размышления: вряд ли стоит «светиться» на открытой площадке, если Вы претендуете на статусную должность и как раз в открытом доступе легче найти работу продавцу, охраннику, разнорабочему.2. За возможности поиска работы через сеть Вам нигде не придется платить. Интернет-ресурсы по поиску работников и работы предлагают бесплатные сервисы для соискателей (так принято в классическом рекрутменте). Для работодателей предлагаются платные услуги по предоставлению доступа к базе данных и публикации вакансий. Имейте в виду, что Ваша информация будет доступна только тем работодателям, которые умеют эффективно пользоваться Интернет-базой данных (для этого нужны деньги, время, навыки и специальные люди).3. Эффективность размещения информации на интернет-ресурсах будет зависеть только от Вас. У Вас будут удобные инструменты для размещения собственной информации, но никто не разместит ее за Вас! Вам самому нужно разобраться как функционируют база данных и как сделать так, чтобы Вас в ней нашли. Насытьте «ключевыми словами» сведения, которые Вы записываете в поля Интернет-формы. Вспомните, как Вы сами делаете запросы в поисковиках, чтобы получить нужные ссылки, и Вам станет ясно как работают «ключевые слова». Например, работодатель может интересоваться любыми соискателями, которые работали в «мебельном производстве». Он делает запрос по этому ключевому слову. Сможет ли он найти Вас, если вы не оставили сведений о виде деятельности компаний, в которых работали? Помните, что в базах данных существуют рубрикаторы и классификаторы, в соответствии с которыми также осуществляются поисковые запросы.4. Будьте внимательны при заполнении полей работного сайта, отнеситесь к этому процессу так же тщательно, как к оформлению резюме. Результатом Вашей работы также станет резюме, только сформированное автоматически. Если Вы что-то забыли, отнеслись к информации неряшливо – все это отразится на конечном результате – резюме, выведенном на экран и печать менеджером по персоналу.5. Не забывайте «работать» с резюме: устанавливать статус видимости, просматривать отклики и просмотры, обновлять по мере необходимости, удалять из базы данных (в большинстве случаев автоматически они не удаляются и не имеют никакого срока годности). Если видите, что резюме малоактивно, примите меры по его продвижению (видоизмените текст и ключевые слова, попробуйте убрать или уменьшить пожелания по заработной плате, добавьте фото и т.п.). Обновляйте резюме почаще, тогда оно будет занимать первые места в списке резюме, появляющемся на запрос работодателя.6. Работайте со списком вакансий, подпишитесь на соответствующие рассылки. Работодатель может заказать на сайте публикацию вакансии и не приобретать доступ к базе резюме. Это значит, что он о Вас не узнает, пока вы сами не откликнитесь на его предложение. С Вашей информацией может работать не только прямой работодатель, но и еще один посредник – рекрутинговое агентство. Этим организациям, работающим на рынке труда, многие работодатели доверяют профессиональный отбор кандидатов.Можно смело утверждать, что поиск работы через Интернет является одним из самых действенных и удобных инструментов в продвижении на рынке труда. И тенденция эта будет только развиваться. Но у этого инструмента есть определенные ограничения. В частности, он воспитал некоторую «пассивность» соискателей, занявших позицию ожидания предложений по работе. Тем не менее, активность в поиске работы еще никто не отменял. В общероссийском масштабе базы ведущих Интернет-сайтов содержат миллионы соискателей, на региональном уровне десятки и сотни тысяч. Это огромное поле конкуренции, на котором Вы обязаны действовать на опережение.
Не подойдет Интернет как инструмент поиска нового места работы для тех, кому необходима конфиденциальность в этом процессе.
Не всегда подходит это «благо цивилизации» жителям провинции. Среди местных работодателей может оказаться мало «продвинутых» пользователей, поэтому жителям небольших городов придется сделать акцент на традиционные способы поиска работы.